Новости

Итоги мониторинга деятельности Общественных палат/советов за 2023 год

Анализ


мониторинга Общественных палат/советов Ростовской области по итогам 2023 года


Общественные палаты/советы должны быть организационно-состоятельными, публичными, открытыми, взаимодействовать с органами власти, Общественной палатой Ростовской области и, несомненно, пользоваться авторитетом в обществе. Рейтинг Общественных палат/советов призван показать наилучшие практики в организации их деятельности: на кого равняться, у кого учиться.

Возникает резонный вопрос: что должны делать Общественные палаты/советы, чтобы их считали лучшими?

Справедливости ради, стоит отметить, что однозначного ответа нет, ведь данный общественный институт представляет собой коммуникатор между гражданами и органами муниципальной и исполнительной власти, а это многоплановый измеритель.

Анализируя собранную информацию, мы пытались четко сформулировать: для каких целей существуют и работают Общественные палаты/советы?

Данный мониторинг, впервые проходил в цифровом формате, с заполнением онлайн-формы. Первый опыт, помимо полученной аналитической информации имел ряд несовершенных подходов в опыте самоанализа измерителей. Так специалисты по связям с общественностью органов власти взяли миссию заполнения формы на себя, в иных случаях, даже без участия председателей Общественных палат/советов.

Так, например, показатель - «обращение граждан» был перетянут с муниципального/исполнительного органа власти на деятельность Общественной палаты/совета. Необоснованно включили в свой мониторинг Общественные советы при Управлении ветеринарии и Министерстве промышленности и энергетики Ростовской области.

Общественные палаты/советы должны состояться как совещательно-консультативные субъекты общественного контроля и это их главная функция.

Общественные палаты/советы Ростовской области реализуют мероприятия по общественному контролю, но данное направление не стало приоритетом общественной практики в следующих районах:

Обливский, Орловский, Куйбышевский, Чертковский, Шолоховский, Песчанокопский, а также г. Батайск, г. Каменск-Шахтинский.

Рейтинг оказал мобилизующее влияние на большинство Общественных палат/советов, они стали ориентироваться в своей деятельности на показатели рейтинга: один из лучших показателей – активное взаимодействие с НКО территорий – 85%; наличие собственного сайта или раздела на портале Администрации муниципалитета – 78%.

Неосуществленной остается деятельность по оперативному направлению информации на сайт Общественной палаты Ростовской области, что снижает информированность и осведомленность о результативной общественной практике Общественных палат/советов региона.

Одним из ведущих измерителей мониторинга стало рассмотрение (экспертиза) Общественными палатами/советами нормативно-правовых актов (НПА):

· 76% палат/советов органов исполнительной власти и муниципалитетов утверждают, что они ведут эту работу

· 32% палат/советов органов исполнительной власти и муниципалитетов утверждают не смогли указать ссылки примеров нормативно-правовых актов

Пока в этом вопросе преобладает формальный подход, по-прежнему, практически ни у одной Общественной палаты/совета нет легкодоступного канала информирования, через который граждане могут узнать: как поучаствовать в работе над НПА и удалось ли добиться результатов, после общественной экспертизы.

Медиа-активность Общественных палат/советов за 2023 год стабилизировалась:

· 84% палат/советов публикуют списки составов своих Общественных палат/советов

· 22% палат/советов имеют форму для обращения граждан (электронная приемная)

· 3% палат/советов дают информацию по отслеживанию обращения граждан

· 8% палат/советов в какой-то форме дают информацию о «горячих» проектах, о проблемах, над решением которых работает палата/совет – данный показатель один из худших в мониторинге

Ведущими примерами общественной практики среди Общественных палат/советов муниципалитетов по итогам мониторинга стали:

города: Волгодонск, Шахты, Новочеркасск; районы: Октябрьский, Зерноградский, Аксайский, Красносулинский, Усть-Донецкий.

Ведущими примерами общественной практики среди Общественных советов при органах исполнительной власти по итогам мониторинга стали:

Общественный совет при Министерстве здравоохранения, при Министерстве труда и социального развития, при Правительстве Ростовской области.

В ходе само-аудита Общественных палат/советов муниципалитетов и органов исполнительной власти незначительные баллы определили для себя районы:

Шолоховский – 32, Верхнедонской - 30, Целинский - 47, Песчанокопский - 49, Егорлыкский - 41.

Советы при Министерствах:

Региональной службе государственного строительного надзора - 12, Министерстве строительства, архитектуры и территориального развития - 15, Министерстве жилищно-коммунального хозяйства - 10.

Не приняли участие в заполнении онлайн-формы по мониторингу следующие Общественные палаты/советы муниципалитетов:

Города: Гуково и Зверево, районы: Веселовский, Дубовской, Кагальницкий, Кашарский, Неклиновский, Пролетарский сельский, Ремонтненский, Советский, Тацинский, Цимлянский.

Из Общественных советов при органах исполнительной власти не приняли участие в мониторинге следующие советы при:

Министерстве имущественных и земельных отношений, Управлении государственной службы занятости населения, Административной инспекции, Министерстве культуры, Министерстве транспорта, Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Ростовской области.

Следующий период проведения мониторинга деятельности Общественных палат/советов Ростовской области за 2024 год состоится в январе 2025 года.

Статус Общественной палаты имеют девять территорий: Волгодонск, Шахты, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Белая Калитва, Азов, Целинский, Красносулинский и Зимовниковский районы.

Подводя итоги мониторинга, были сформированы некоторые рекомендации, а именно:

Рекомендовать органам муниципальной и исполнительной власти:

· Провести обучение председателей, секретарей Общественных палат/советов навыкам по заполнению онлайн-форм годовых итогов их деятельности и расчету показателей в баллах (Методические рекомендации по рейтингованию Общественных палат/советов органов муниципальной и исполнительной власти Ростовской области – приложение №1).

· Рассмотреть создание Общественных палат в муниципалитетах, как эффективную форму общественного института по взаимодействию с обществом, используя апробированное Положение об Общественной палате Целинского района Ростовской области, как проект.

Рекомендовать председателям Общественных палат/советов:

· Определять мероприятия по общественному контролю, как приоритет в планах работы Общественных палат/советов.

· Направлять информацию о значимых мероприятиях, событиях, людях палат/советов на сайт Общественной палаты Ростовской области, ориентировочно – 1 раз в месяц.

· Считать телефон горячей линии, электронную приёмную Общественных палат/советов доступным, эффективным каналом информирования и взаимодействия с гражданами территорий.


Приложение №1


Методические рекомендации по рейтингованию Общественных палат/советов органов муниципальной и исполнительной власти Ростовской области


I. Показатели оценки деятельности муниципальных Общественных палат/советов и органов исполнительной власти


Показатели оценки деятельности муниципальных Общественных палат/советов представлены в таблице.



пп

Обозначение и название показателя

Расчет показателя

1.

N - Наличие помещения, закрепленного за Общественной палатой/советом

N = +10 баллов – при наличии помещения

N= -10 баллов – при его отсутствии

2.

Q – Общее количество мероприятий, проведенных Общественной палатой/советом, где:

z, k, s, r, t – количество разноплановых мероприятий.

Q = 20z + 15k + 30s + 10r +2t

3.

U - Участие в мероприятиях Общественной палаты/совета представителей органов местного самоуправления и исполнительной власти

U = +5 – при участии

U = -5 – без участия

4.

S - Наличие и P - полнота сайта Общественной палаты/совета или её страницы на официальном сайте администрации муниципалитета, органа исполнительной власти, где:

А - наличие документов Общественной палаты/совета;

Б - наличие справочной информации;

В - наличие материалов по деятельности Общественной палаты/совета.

S = +10 – при наличии сайта

S = - 10 при его отсутствии.

P = А + Б + В

5.

F - Количество сообщений, размещенных на сайте Общественной палаты/совета Ростовской области (ОПРО)

F

6.

M - Медиаактивность Общественной палаты/совета

M

7.

LПоказатель работы с обращениями граждан

O - количество всех поступивших обращений;

V - количество решенных проблем по обращениям жителей («решено» или «разъяснено»);

D - количество нерешенных проблем или неподготовленных ответов заявителям

L = O + 5V - D

Рейтинг палаты R = N + Q + U + S + P + M + F + L



Пояснения:

1. Наличие помещения, закрепленного за Общественной палатой/советом (показатель N), предполагает наличие одного и более помещений – только для нужд Общественной палаты/совета. Также предполагается наличие на помещении вывески «Общественная палата/совет органа муниципальной/исполнительной власти …», распорядка работы и графика приема граждан.

Оценивается: N= +10 баллов – при наличии помещения, N= -10 баллов – при его отсутствии.

2. Количество мероприятий, проведенных Общественной палатой/советом (показатель Q) рассчитывается по формуле:

Q = 20z + 15k + 30s + 10r + 2t, где:

z – количество пленарных заседаний;

k - количество заседаний Совета Общественной палаты, заседаний комиссий, «круглых столов» и иных мероприятий подобного рода;

s – количество мероприятий общественного контроля (общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение, общественные слушания);

r - количество мероприятий, проведенных Общественной палатой/советом совместно с администрацией муниципалитета, Советом депутатов, общественными объединениями и иными институтами гражданского общества;

t - количество мероприятий, в которых члены палаты/совета приняли участие (например, совещания у главы, заседание Совета депутатов, выставка детского рисунка, концерт творческих коллективов и др.).

Важно: все мероприятия, включенные в данные показатели, должны быть подтверждены материалами подпункта В) пункта 4. В противном случае, они не будут учтены.

3. Участие в мероприятиях Общественной палаты/совета представителей органов местного самоуправления, показатель U. Оценивается единой цифрой за год: U= +5, если факт такого участия имел место; U= -5 - если такого факта отмечено не было.

4. Наличие и полнота сайта Общественной палаты/совета (страницы палаты/совета на официальном сайте администрации).

Наличие автономного сайта Общественной палаты/совета или страницы на официальном сайте администрации (показатель S):

Оценивается: S = +10 баллов, если сайт (страничка сайта) имеется, S = -10 баллов при его отсутствии.

Полнота сайта (P) определяется как сумма показателей, изложенных в пунктах А, Б, и В:

А) Наличие документов Общественной палаты:

- Положение об Общественной палате/совете - +2 балла;

- Регламент Общественной палаты/совета - +2 балла;

- Положение о консультантах-экспертах - +2 балла.

- Кодекс этики члена Общественной палаты/совета - + 2 балла

- иные нормативные документы, регламентирующие деятельность Общественной палаты/совета (Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации») и т.д - +2 балла за каждый документ.

Б) Наличие справочной информации:

- структура палаты/совета - +2 балла;

- персональный состав комиссий, межкомиссионных рабочих групп и временных рабочих групп при их наличии - +2 балла;

- план работы палаты/совета на текущий год - +2 балла;

- план работы палаты/совета на текущий месяц - +2 балла;

- график приема граждан - +2 балла;

- адрес и контакты Общественной палаты/совета - +2 балла.

В) Наличие материалов по деятельности Общественной палаты/совета:

- повестки и решения, принятые по результатам пленарных заседаний, заседаний Совета Общественной палаты, заседаний комиссий, межкомиссионных и временных рабочих групп с ответственными за выполнение решений и сроками их выполнения.

- резолюции или иные итоговые материалы, принятые по итогам «круглых столов»;

- итоговые материалы, принятые по итогам проведения мероприятий общественного контроля (общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, общественное обсуждение, общественные слушания). Оценивается по формуле: В=10n, где n – количество сообщений по всем мероприятиям о деятельности Общественной палаты/совета за квартал.

Полнота сайта рассчитывается: P = A + Б + В.

5. Количество сообщений, размещенных на сайте Общественной палаты/совета Ростовской области (показатель F).

Количество сообщений, размещенных на сайте, рассчитывается как сумма всех новостных сообщений, поступивших и размещенных на сайте Общественной палаты/совета.

6. Медиаактивность Общественной палаты/совета.

Медиаактивность Общественной палаты/совета (показатель M) определяется как сумма количества публикаций в печатных СМИ, количества выступлений на ТВ и радио, количества публикаций о деятельности Общественной палаты/совета в социальных сетях (• Вконтакте • Телеграмм)

Обязательное условие при размещении новостей в социальных сетях: использование хэштега #ОП/ОС(муниципалитет). Например: #ОПНовочеркасск, или #ОПШахты.

7. Показатель работы с обращениями граждан.

Показатель работы с обращениями граждан (показатель L) представляет собой сумму количества всех поступивших обращений (O) и количества решенных проблем (V) («решено» или «разъяснено»), умноженного на коэффициент 5, за вычетом количества нерешенных проблем или неподготовленных ответов заявителям (D).

L = O + 5V – D.

Итоговый рейтинг Общественной палаты/совета рассчитывается по формуле:

R = N + Q + U + S + P + M + F + L.

II. Порядок расчета рейтинга

1. Все показатели рейтинга представляются за прошедший 2023 год.

2. Формирование Рейтинговой таблицы муниципальных общественных палат/совет и органов исполнительной власти осуществляется для двух групп палат/советов в зависимости от их численного состава: «малых» палат/советов (численность до 15 человек), «больших» (от 15 и более человек).

По итогам мониторинга комиссия Общественной палаты Ростовской области выделит:

- Первые три палаты/совета в каждой группе «малые»/большие» зеленым цветом («лидеры»),

- Последние три палаты/совета в каждой группе «малые»/большие» – красным цветом («аутсайдеры»).

Общественные палаты/советы, не представившие цифровые значения указанных показателей, размещаются в конце рейтинговой таблицы.

Общественная палата Ростовской области оставляет за собой право проверки данных, представленных Общественными палатами/советами для расчета рейтинга.

Ссылка для заполнения на сайте АОС РО - https://public-association.ru/oprospalaty